Бюджет -
семейный, государственный, местный
деньги, валюта, рубль, система ...
  Бюджет государственный

Новая экономика. Современный взгляд на обмен, разделение труда и прибыль.

Ростовщик   Все о займах, кредитах, ссудах...

Производительность труда  - что это такое, и как ее считать

Товар-посредник   Как работает товар-посредник в экономических процессах.

Разделение труда   Виды и суть разделения труда

Натуральный обмен   Зарождение и развитие обменных процессов

Купечество  Предпосылки появления и суть купечества...

Рынок   Рождение рынка и его развитие. Спрос и предложение.

Деньги  Появление, развитие и роль денег

Бюджет  Бюджет и налоги, их роль и влияние на экономику, т на нас с вами

Розничная торговля. История и развитие розничной торговли

Заработная плата.  Виды заработной платы, законодательство и т.п.

Ваша прибыль. Что такое прибыль? Все о прибыли и ее видах.

Астрологический прогноз - Персональный on-line гороскоп, персональный астрологический прогноз на месяц...

Доходная работа. Производство, технологии, оборудование, материалы, инструменты.

 

Видео курс по созданию сайтов: Сайт от А до Я

C нами сделать сайт
сможет даже Ребёнок!!!

"Сайт от А до Я"

Узнать сейчас

     Бюджет государственный, составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. Сущность Государственного бюджета каждой страны определяется экономическим строем общества, природой и функциями государства, уровнем содержания государственного аппарата, социальных программ и т.д.

     Государственный бюджет в соответствии с функциями государства  используются в значительной части на непроизводительные цели (на содержание армии, аппарата государства, социальные программы, поддержка убыточных производств, медицины, образования и т.п.). В силу рыночного характера развития капиталистического хозяйства Государственный бюджет отличается определенной неустойчивостью. Спады и кризисы ведут к неравномерности поступлений в бюджет, при непрерывном росте его расходов. Неустойчивость бюджета проявляется и в частых его дефицитах, которые в период неустойчивой экономики становятся хроническими.

     Бюджет государственный современного государства как в фокусе отражает сущность государственно-монополистического капитализма. Непосредственное вмешательство государства в экономику, в процесс производства, распределения и перераспределения национального дохода влечёт усиление роли Государственного бюджета. Повышается доля национального дохода, сосредоточиваемая в руках государства и перераспределяемая через бюджет. Так, в начале 20 в. в развитых капиталистических странах (США, Великобритании, ФРГ, Франции) государство аккумулировало в бюджете 5—10% национального дохода, то в 1968 уже 30—45%. А в ряде стран сегодня через Государственный бюджет прямо или косвенно финансируется от 1/3 до 1/2 всех инвестиций в основной капитал.

      Главным источником доходов бюджета государства являются налоги, составляющие 85—95% всех бюджетных доходов и падающие в основном на сырьевые предприятия, высокодоходные технологии, рабочих и служащих, а также крестьян (фермеров) и мелкую буржуазию. Так, в Государственный бюджет Франции в 1967 налоговые поступления составляли 92,2% всех бюджетных доходов, в ФРГ и США около 95%, в Великобритании 91,2%. На долю неналоговых доходов (поступлений от предприятий, государственного имуществ и т.п.) приходится от 5 до 15%. Хотя налоговый пресс всё более усиливается, налогов не хватает для покрытия растущих расходов и бюджетного дефицита государств, и они прибегают к займам и бумажно-денежной эмиссии, которая ведет к раскрутке инфляции. Увы, ни одно государство на практике не живет по реальным доходам. Не смотря на мизерное увеличение финансирования социальных программ, большая часть государств значительно увеличивают прочие расходы бюджетов, что чаще всего не является необходимостью. Не взирая на пагубность значительного вмешательства государства в экономику, правительства государств все более стремятся увеличивать долю бюджетов в сравнении с национальным доходом. Государственный аппарат  все более сращивается с крупным коммерческим капиталом, с монополиями выстраивая в экономике линию зависимости и подчиненности среднего и мелкого бизнеса от желаний монопольно-государственных структур. Причем большая часть этого влияния оказывается через Государственный бюджет, через системы налогообложения и инвестирования. Подобная позиция особенно на руку крупным чиновникам, которые могут влиять на бюджетное распределение, а значит и на пополнение собственных карманов при помощи различных уловок. Чем больше распределение всех финансов государства проходит через Государственный бюджет, тем меньше рыночной экономики в государстве, и тем больше коррупции в этом государстве.

      Главная часть расходов государственного бюджета занимают расходы, связанные с содержанием армии (прямые и косвенные военные расходы) и других силовых и около силовых структур. В развитых капиталистических странах они составляют до 50% всех расходов бюджета. Многие монополии получают от военных заказов, оплачиваемых за счёт Государственного бюджета, колоссальные прибыли и используют их как средство поддержания высокой конъюнктуры. Значительное место в Государственном бюджете многих капиталистических стран занимают расходы по государственному долгу (выплате процентов по государственному долгу). Эти расходы относятся к косвенным военным затратам, так как сами займы используются в основном на военные цели.

      Важной статьей расходов Государственного бюджета являются расходы, связанные с вмешательством государства в экономику и её регулированием. Государственное финансирование экономики получило широкое развитие в ряде развитых капиталистических стран , особенно, после 2-й мировой войны 1945—50. Крупные расходы связаны со строительством государственных предприятий и выплатой компенсаций бывшим собственникам национализированных предприятий. Например, в Великобритании в отдельные годы эти платежи достигали 120—200 млн. фунтов стерлингов, во Франции — более 200 млн. франков. Государство в виде прямых капиталовложений и субсидий монополиям финансирует во Франции до 50% общей суммы капитальных вложений, в ФРГ до 30—40%, в Италии до 60%. Растут расходы Бюджета государства на инфраструктуру — строительство дорог, мостов, портов, газопроводов, учреждений просвещения, здравоохранения и других объектов, имеющих высокую капиталоемкость и малую прибыльность и поэтому невыгодных для монополий. Основная часть расходов на инфраструктуру финансируется из местных бюджетов. В условиях научно-технической революции возрастают затраты на научные исследования: в США с 1954 по 1967 они выросли с 5,7 млрд. долларов до 24 млрд. долларов, причём до 70% этих расходов покрывается за счёт Б. г. В ФРГ эти затраты возросли с 1958 по 1967 почти в 6 раз, более половины их оплачивается за счёт Б. г. Во Франции Б. г. покрывает 2/3 этих расходов. Крупные средства идут на поощрение экспорта, предоставление кредитов иностранным государствам и т.д. Значительные средства Бюджета государства расходуются на содержание государственного аппарата — чиновников, полиции, судов и т.д. Расходы на социально-культурные нужды (образование, здравоохранение и социальное обеспечение) относительно невелики и связаны с подготовкой квалифицированных кадров для капиталистических предприятий и поддержанием работоспособности населения. Современное государство вынуждено увеличивать эти расходы под влиянием экономической целесообразности и растущих требований трудящихся. Но, как правило, делает это с большой неохотой, стараясь максимально дальше отодвигать подобные моменты, предпочитая больше средств вкладывать в армию, "свои предприятия", в аппарат государства. О примерной структуре расходов Государственного бюджета в капиталистических странах дают представление данные (табл. 3 и 4).

     Специфические черты имеют Бюджеты государств в развивающихся странах. Они в значительной части используются для развития национального хозяйства, расширения государственного сектора и социально-культурного строительства, для ликвидации последствий колониализма, отсталости и создания независимой экономики. В ОАР, Бирме, Индии и ряде других стран свыше 50% расходов Государственного бюджета направляется на эти цели. Причём в этих странах существуют также специальные бюджеты капитальных вложений, средства которых предназначены на инвестиции в народное хозяйство и на социально-культурное строительство.

     Бюджет государства в дореволюционной России. Первые сведения об общей смете государственных доходов и расходов дореволюционной России и городовых сметах относятся к 1645. При Петре I были проведены крупные финансовые реформы в целях увеличения доходов казны и улучшения порядка их взимания, созданы коллегии для руководства финансовыми делами (1718). Петровская роспись на 1723 включала 9200 тыс. руб. доходов и 9578 тыс. руб. расходов. Среди доходов главное место занимали подушная подать (5096 тыс. руб.), кабацкие сборы (1002 тыс. руб.) и таможенный доход (656 тыс. руб.). Расходы на армию и флот составляли 6899 тыс. руб. В 1802 учреждено министерство финансов, которое начало регулярно составлять ежегодные бюджеты. Хотя с 1897 бюджет ежегодно сводился с превышением доходов над расходами, фактически он был хронически дефицитным. «Свободная наличность» казначейства образовывалась за счёт роста государственного долга, повышения цен на водку и других источников. Главными статьями доходов  Государственного бюджета были доходы от водочной монополии, косвенные и прямые налоги, пошлины. Среди расходов на 1-м месте стояли прямые военные расходы и платежи по государственным займам. В годы 1-й мировой войны 1914—18 бюджетный дефицит возрос с 39,1% ко всей сумме расходов в 1913 до 81,7% в 1917. Государственный долг России увеличился с 8,8 млрд. руб. в 1913 до 60 млрд. руб. к весне 1917.

      Государственный бюджет социалистических стран, якобы, выражал экономические отношения планового распределения общественного продукта и национального дохода между подразделениями общественного производства и экономическими районами страны, классами и социальными группами населения на базе общественной собственности. Государственный бюджет СССР, например, — основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных средств Советского государства. В Государственном бюджете СССР сосредоточивалась часть национального дохода Советского Союза, направляемая на планомерное развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и других отраслей народного хозяйства, "разумеется", на повышение материального благосостояния и культурного уровня трудящихся, на оборону страны, на содержание органов государственного управления. В СССР через Бюджет государства обеспечивалось примерно половина затрат, связанных с расширенным воспроизводством (капитальные вложения, прирост оборотных средств, образование резервов) и около 80% средств, предназначенных на социально-культурные нужды, а также расходы на содержание органов государственного управления и оборону страны. Централизация в Бюджета государства значительной части денежных накоплений социалистического хозяйства и некоторой доли доходов населения служило важным условием планового развития народного хозяйства, соблюдения "оптимальных пропорций" между фондами накопления и потребления национального дохода, обеспечения рациональных балансовых связей между отраслями народного хозяйства.

     Бюджет  СССР сыграл большую роль в создании фундамента социалистической экономики и построении социализма. Распределение и перераспределение в годы первых пятилеток (1929—40) через Бюджет государства накоплений хозяйства и доходов населения, обеспечивая государство необходимыми ресурсами, способствовало становлению и развитию производственных отношений социализма, ограничению, вытеснению, а затем и ликвидации капиталистических элементов. При помощи Бюджета государства большая часть национального дохода направлялась на индустриализацию страны, в первую очередь на создание и развитие тяжёлой промышленности, на социалистическое переустройство сельского хозяйства, осуществление культурной революции, укрепление оборонной мощи страны. Увы, повышение благосостояния своих граждан не входило в планы Государственного бюджета.

       В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 через Бюджет государства были мобилизованы огромные денежные ресурсы на развитие военной экономики, удовлетворение нужд фронта и тыла. В послевоенные годы бюджет являлся основным источником затрат по восстановлению и развитию всех отраслей народного хозяйства, повышению народного благосостояния. В послевоенных условиях Бюджет государства служит одним из важных инструментов построения материально-технической базы коммунизма. Через бюджет распределяется около половины национального дохода страны, в том числе свыше 80% денежных накоплений социалистического хозяйства и некоторая часть доходов населения.

      Основная часть доходов  Государственного бюджета СССР — поступления от социалистических предприятий, составляющие более 90% всех его доходов. Эти поступления увеличиваются в результате "развития" всех отраслей социалистического хозяйства. Доходы социалистических предприятий вносились в бюджет в виде платежей из прибыли [плата за производственные фонды, фиксированные (рентные) платежи, взносы свободного остатка прибыли],налога с оборота, взносов государственных предприятий на государственное социальное страхование и некоторых других платежей. Платежи из прибыли в бюджет в связи с проведением с 1966 экономической реформы перестроены таким образом, чтобы повысить заинтересованность работников предприятий в расширении производства, его техническом совершенствовании и увеличении прибыли. Для этого более значительная, чем прежде, часть прибыли оставалась в распоряжении предприятий на расширение производства (капиталовложения, прирост оборотных средств и др.) и отчисляется в фонды материального поощрения их работников. Налог с оборота полностью вносится предприятиями в бюджет. Платежи населения занимали в 1970 менее 10% всех доходов бюджета. Роль их в послевоенный период значительно снизилась в связи с освобождением многих плательщиков полностью или частично от уплаты налогов, отменой в 1957 выпуска государственных внутренних займов, реализуемых по подписке. Рост абсолютной суммы налогов с населения связан с увеличением численности рабочих и служащих и фонда их зарплаты и средней зарплаты при одновременном снижении ставок обложения (см. табл. 5).

     Здесь следует обязательно отметить, что в условиях отсутствия рыночных отношений между социалистическими предприятиями (отсутствия реальных коммерческих обменов), абстрактным и силовым формированием цен, говорить о реальной прибыли какого-либо социалистического предприятия просто наивно, ее просто не было, и не могло быть. Ибо реальная прибыль появляется только при условии реальных обменных процессов, а не в результате простого государственного внутреннего перераспределения всех средств. Исключение составляли лишь отношения между государством и населением, а также частью потребительской кооперации. Прибыль - это понятие рыночное, обязывающее иметь реальные коммерческие обмены, а не просто заниматься внутренним перераспределением внутри большого натурального хозяйства, чем и была экономика социалистических государств, во многом схожая с экономикой натурального хозяйства рабовладельца, только на более высоком уровне.

Табл. 1.—Доходы федерального бюджета США (млрд. долл.)

 

1968/69

1969/70

 

сумма (ожидаемое исполнение)

% к итогу

сумма (проект)

в % к итогу

Подоходный налог с населения

Налог на прибыли корпораций Акцизные и таможенные пошлины Налоги для социального страхования. Прочие поступления

84,4

38,1

17,1

40,5

6,0

45,3

20,5

9,2

21,8

3,2

90,4

37,9

18,0

45,9

6,5

45,5

19,1

9,1

23,1

3,2

Итого

186,1

100,0

198,7

100,0

 

Табл. 2.— Доходы государственного бюджета Великобритании (млрд. ф. ст.)

 

1968/69

1969/70

 

сумма (ожидаемое исполнение)

в % к итогу

сумма (проект)

в % к итогу

Подоходный налог (основной и дополнительный)

Налог на прибыли корпораций

Налог на прирост капитала Таможенные пошлины и акцизы Выборочный налог регулирования занятости

Прочие доходы

 

4,56

1,35

0,05

4,60

 

1,36

1,44

 

34,1

10,1

0,4

34,4

 

10,2

10,8

 

5,16

1,69

0,13

4,95

 

1,89

1,45

 

33,8

11,1

0,8

32,4

 

12,4

9,5

Итого

13,36

100,0

15,27

100,0

 

Табл. 3.—Расходы федерального бюджета США (млрд. долл.)*

 

1968/69

1969/70

 

сумма (ожидаемое исполнение)

в % к итогу

сумма (проект)

в % к итогу

Прямые военные расходы

Освоение космоса

Международные дела и финансы Субсидии отраслям экономики Военные пенсии

Платежи по государственному долгу.

Расходы на просвещение и здравоохранение

Социальное обеспечение

Прочие расходы

Минус межведомственные начисления и отчисления

81,0

4,2

3,9

17,6

7,7

15,2

 

18,6

37,4

3,2

 

—5,1

44,1

2,3

2,1

9,6

4,2

8,3

 

10,1

20,4

1,7

 

—2,8

81,5

3,9

3,8

18,9

7,7

16,0

 

20,9

42,0

6,5

 

—5,7

41,7

2,0

1,9

9,7

3,9

8,2

 

10,7

21,5

3,3

 

—2,9

Итого

183,7

100,0

195,3

100,0

 

  * В 1968 федеральный бюджет был перестроен и в него были включены средства социального страхования и др. фонды казначейства, что привело к снижению удельного веса военных расходов (достигавшего ранее 70% собственно федерального бюджета) и повышению удельного веса социально-культурных расходов.

Табл. 4.—Расходы государственного бюджета Великобритании (млрд. ф. ст.)

 

1968/69

1969/70

 

сумма (ожидаемое исполнение)

в % к итогу

сумма (проект)

в % к итогу

Военные расходы

Гражданские расходы Консолидированный фонд для постоянного обслуживания.............

2,2

8,6

 

0,8

17,1

65,8

 

6,2

2,3

9,3

 

0,8

16,2

66,5

 

5,6

Итого

Превышение доходов над расходами Прирост и движение консолидированного фонда

11,6

1,7

 

1,4

89,1

 

 

10,9

12,4

2,2

 

1,6

88,3

 

 

11,7

Всего расходов с учётом прироста консолидированного фонда

13,0

100

14,0

100

 

Табл. 5.—Структура доходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)

 

1940

1950

1960

1965

1971

(план)

 

сумма

в % к итогу

сумма

в % к итогу

сумма

в % к итогу

сумма

в % к итогу

сумма

в % к итогу

 

 

18 0

 

16,0

 

 

2,2 10,6

 

0,3

 

0,8

2,0

 

0,9

0,9

 

100

 

88,8

 

 

12,2 58,8

 

1,6

 

5,0

11,2

 

5,1

6,1

 

42,3

 

35,4

 

 

4,0 23,6

 

0,6

 

1,9

6,9

 

3,6

2,7

 

100

 

83,7

 

 

9,5

55,8

 

1,4

 

4.7

16,3

 

8,5

7,3

 

77,1

 

70,1

 

 

18,6 31,3

 

1,8

 

3,7

6,9

 

5,6

0,9

 

100

 

91,0

 

 

24,1

40,6

 

2,4

 

4,9

9,0

 

7,3

1,2

 

102,3

 

93,9

 

 

30,9 38,7

 

1,5

 

5,6

8,4

 

7,7

0,2

 

100

 

91,8

 

 

30,2 37,8

 

1,5

 

5,5

8,2

 

7,5

0,2

 

161,0

 

146,1

 

 

54,8 54,2

 

1,4

 

8,9 14,9

 

13,8 0,4

 

100

 

90,8

 

 

34,1 33,6

 

0,9

 

5,5 9.2

 

8,6 0,3

 

Всего

В том числе

Поступления от соц. хозяйства....

из них:

платежи из прибыли государств. предприятий

  налог с оборота

подоходный налог с кооперации, колхозов и обществ организаций.

Средства государственного социального страхования

Поступления от населения

из них:

  налоги с населения

  государственные займы

 

Табл. 6.—Структура расходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)

 

1940

1950

1960

1965

1971

(план)

 

сумма

в % к итогу

сумма

в % к итогу

сумма

в % к итогу

сумма

в % к итогу

сумма

в % к итогу

 

 

17 4

 

5,8

 

4,1

5,7

0,7

 

100

 

33,5

 

23,5 32,6

3,9

 

41 3

 

15,8

 

11,7 8,3

1,4

 

100

 

38,2

 

28,2

20,0

3,4

 

73 1

 

34,1

 

24,9 9,3

1,1

 

100

 

46,7

 

34,1

12,7

1,5

 

101 6

 

44,9

 

38,2 12,8 1,3

 

100

 

44,2

 

37,6 12,6 1,3

 

160,8

 

77,0

 

58,5 17,9 1,7

 

100

 

47,9

 

36,4 11,1 1,1

 

Всего

В том числе

  Народное хозяйство

Социально-культурные мероприятия

Оборона

Управление

 

 

Динамика расходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)

 

1940

1950

1960

1965

1971 (план)

Гос. бюджет СССР

В том числе:

Союзный бюджет

Гос. бюджеты союзных республик из них:

республиканские бюджеты

бюджеты автономных республик и местные бюджеты...............

17,4

 

13,2

4,2

 

1,2

 

3,0

41,3

 

31,7

9,6

 

3,0

 

6,6

73,1

 

30,1

43,0

 

28,6

 

14,4

101,6

 

43,2

58,4

 

37,3

 

21,1

160,8

 

88,7 72,1

 

43,0

 

29,1

 

     Свыше 80% расходов бюджета составляют затраты на финансирование народного хозяйства и социально-культурных нужд (см. табл. 6). Это просто дутые цифры. Первые включают преимущественно капитальные и другие затраты, связанные с постройкой новых предприятий, расширением и техническим обновлением действующих предприятий, увеличением их оборотных фондов и другими расходами на развитие хозяйства. С проведением экономической реформы намного повышается роль собственных средств, а также кредитов банка в финансировании расходов на увеличение основных и оборотных фондов предприятий. Расходы на социально-культурные мероприятия включают финансирование затрат на просвещение и здравоохранение, строительство учебных заведений и лечебных учреждений, выплату стипендий, пенсий и пособий по государственному социальному страхованию и обеспечению и другие затраты, связанные с удовлетворением материальных и культурных потребностей населения шли, как правило, по остаточному принципу. Значительный рост этих расходов, как показывала советская статистика (?), в послевоенный период связан с расширением сети учреждений просвещения и здравоохранения, с повышением уровня пенсионного обеспечения, повышением зарплаты работникам просвещения и здравоохранения и другими мероприятиями.

      Расходы на управление включали финансирование органов государственной власти и управления (Верховных Советов, Советов Министров, министерств и ведомств, местных органов государственной власти и управления). Они тесно связаны с расходами по организации производства и культурному обслуживанию населения.

      Государственные бюджеты других социалистических стран были сходны по своей природе и функциям с Бюджета СССР. Главными источниками доходов (80—94% всех доходов бюджета) являются доходы от социалистического хозяйства, а в расходах основное место занимают затраты на развитие народного хозяйства (45—55% всех расходов) и социально-культурные мероприятия (25—40% расходов).

      Якобы, на базе планомерного и быстрого развития экономики социалистических стран высокими темпами вырастает объём их Государственных бюджетов. Бюджеты всех социалистических государств могли спокойно распределять все 100 процентов национального дохода. Что на практике и делалось. Исключение составляло лишь не прямое, а косвенное влияние на использование общего Фонда оплаты труда, который на 95 процентов использовался на приобретение товаров сделанных на тех же социалистических государствах. Это все приводило просто к замкнутому циклу обращения условных денег внутри единого большого натурального хозяйства с методом распределения общего пирога, предписанного руководством государства, по большей степени просто одним человеком.

      Государственный бюджет сыграл огромную роль в социалистических преобразованиях, причём производительный характер его расходов, но вряд ли способствовал ускорению темпов экономического и культурного развития социалистических стран, это крайне сомнительно! Государственный бюджет служил средством активного перераспределения всего товарооборота государства, влиял на увеличение источников накопления в основном за счет своих граждан.

    счетчик посещений

Бюджет государственный Почта: budzeti@yandex.ru  http://www.budzeti.narod.ru
Сайт создан в системе uCoz